СНиП II-23-81

Печать

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

СНиП II-23-81*
Часть II
Нормы проектирования
Глава 23
Стальные конструкции

>Срок введения
в действие
rowspan="2">Госстрой СССР >Строительные нормы и правила СНиП II-23-81*
Стальные конструкции >Взамен СНиП II-В.3-72; СНиП II-И.9-62; СН 376-67
>Внесены
ЦНИИСК им. Кучеренко
Госстроя СССР
>Утверждены
Постановлением Госстроя СССР
от № 144

Таблица 35*

style="margin-left:3.5pt; border-collapse:collapse"> width="337" style="width:220.75pt;">

класса точности В и С, высокопрочных с нерегулируемым натяжением width="139" style="width:91.1pt;border:none;border-left:solid ; ">

0,9

width="337" style="width:220.75pt;">

2. Одноболтовое и многоболтовое в расчете на смятие при a = 1,5d и b = 2d в элементах конструкций из стали с пределом текучести, МПа (кгс/см²): width="139" style="width:91.1pt;border:none;border-left:solid ; ">

 

width="337" style="width:220.75pt;">

до 285 (2900) width="139" style="width:91.1pt;border:none;border-left:solid ; ">

0,8

width="337" style="width:220.75pt;">

св. 285 (2900) до 380 (3900) width="139" style="width:91.1pt;border:none;border-left:solid ; ">

0,75

width="476" colspan="2" style="width:11.0cm;">

Обозначения, принятые в таблице 35*:

a — расстояние вдоль усилия от края элемента до центра ближайшего отверстия;

b — то же, между центрами отверстий;

d — диаметр отверстия для болта.

Примечания: 1. Коэффициенты, установленные в поз. 1 и 2, следует учитывать одновременно.

2. При значениях расстояний a и b, промежуточных между указанными в поз. 2 в табл. 39, коэффициент gb следует определять линейной интерполяцией.

width="337" style="width:220.75pt;border:solid ; border-left:none;">

Характеристика

соединений

width="139" style="width:91.1pt;border:none;border-top:solid ; ">

Коэффициент условий работы соединения gb

width="337" style="width:220.75pt;">

1. Многоболтовое в расчетах на срез и смятие при болтах:

width="139" style="width:91.1pt;border-top:solid ; border-left:solid ;border-bottom:none;border-right:none; ">

 

width="337" style="width:220.75pt;">

класса точности А

width="139" style="width:91.1pt;border:none;border-left:solid ; ">

1,0

Для одноболтовых соединений следует учитывать коэффициенты условий работы γc согласно требованиям п. 11.8.

11.8. Количество n болтов в соединении при действии продольной силы N следует определять по формуле

,  (130)

где Nmin — меньшее из значений расчетного усилия для одного болта, вычисленных согласно требованиям п. 11.7* настоящих норм.

11.9. При действии на соединение момента, вызывающего сдвиг соединяемых элементов, распределение усилий на болты следует принимать пропорционально расстояниям от центра тяжести соединения до рассматриваемого болта.

11.10. Болты, работающие одновременно на срез и растяжение, следует проверять отдельно на срез и растяжение.

Болты, работающие на срез от одновременного действия продольной силы и момента, следует проверять на равнодействующее усилие.

11.11. В креплениях одного элемента к другому через прокладки или иные промежуточные элементы, а также в креплениях с односторонней накладкой количество болтов должно быть увеличено против расчета на 10 %.

При креплениях выступающих полок уголков или швеллеров с помощью коротышей количество болтов, прикрепляющих одну из полок коротыша, должно быть увеличено против расчета на 50 %.

Соединения на высокопрочных болтах

11.12. Соединения на высокопрочных болтах следует рассчитывать в предположении передачи действующих в стыках и прикреплениях усилий через трение, возникающее по соприкасающимся плоскостям соединяемых элементов от натяжения высокопрочных болтов. При этом распределение продольной силы между болтами следует принимать равномерным.

11.13*. Расчетное усилие Qbh, которое может быть воспринято каждой поверхностью трения соединяемых элементов, стянутых одним высокопрочным болтом, следует определять по формуле

,  (131)*

где Rbh — расчетное сопротивление растяжению высокопрочного болта;

   m - коэффициент трения, принимаемый по табл. 36*;

   gh - коэффициент надежности, принимаемый по табл. 36*;

  Abn — площадь сечения болта нетто, определяемая по табл. 62*;

gb - коэффициент условий работы соединения, зависящий от количества n болтов, необходимых для восприятия расчетного усилия, и принимаемый равным:

0,8 при n < 5;

0,9 при 5 ≤ n < 10;

1,0 при n ³ 10.

Количество n высокопрочных болтов в соединении при действии продольной силы следует определять по формуле

,   (132)*

где k — количество поверхностей трения соединяемых элементов.

Натяжение высокопрочного болта следует производить осевым усилием P = Rbh Abn.

Таблица 36

width="211" style="width:138.2pt;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

Способ обработки width="87" style="width:2.0cm;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

Способ

регулиро width="65" style="width:42.5pt;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

Коэффициент width="217" colspan="2" style="width:5.0cm;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:solid ;border-right:none; ">

Коэффициенты gh при нагрузке и при разности номинальных диаметров отверстий и болтов d, мм

width="211" style="width:138.2pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

(очистки) соединяемых

поверхностей width="87" style="width:2.0cm;border:none;border-right:solid ; ">

вания натяжения

болтов width="65" style="width:42.5pt;border-top:none;border-left:none; border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

тренияm

width="113" style="width:73.95pt;border:none;border-right:solid ; ">

динамической и при d = 3—6; статической и при d = 5—6 width="104" style="width:67.75pt;border:none;border-bottom:solid ; ">

динамической и при d = 1; статической и при d = 1—4

width="211" style="width:138.2pt;">

1. Дробеметный или дробеструйный двух поверхностей без консервации width="87" style="width:2.0cm;border:solid ; border-bottom:none;">

По M

По a width="65" style="width:42.5pt;">

0,58

0,58 width="113" style="width:73.95pt;border:solid ; border-bottom:none;">

1,35

1,20 width="104" style="width:67.75pt;">

1,12

1,02

width="211" style="width:138.2pt;">

2. То же, с консервацией (металлизацией распылением цинка или алюминия) width="87" style="width:2.0cm;border-top:none;border-left:solid ; border-bottom:none;border-right:solid ;">

По M

По a width="65" style="width:42.5pt;">

0,50

0,50 width="113" style="width:73.95pt;border-top:none;border-left: solid ;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

1,35

1,20 width="104" style="width:67.75pt;">

1,12

1,02

width="211" style="width:138.2pt;">

3. Дробью одной поверхности с консервацией полимерным клеем и посыпкой карборундовым порошком, стальными щетками без консервации — другой поверхности width="87" style="width:2.0cm;border-top:none;border-left:solid ; border-bottom:none;border-right:solid ;">

По M

По a width="65" style="width:42.5pt;">

0,50

0,50 width="113" style="width:73.95pt;border-top:none;border-left: solid ;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

1,35

1,20 width="104" style="width:67.75pt;">

1,12

1,02

width="211" style="width:138.2pt;">

4. Газоплазменный двух поверхностей без консервации width="87" style="width:2.0cm;border-top:none;border-left:solid ; border-bottom:none;border-right:solid ;">

По M

По a width="65" style="width:42.5pt;">

0,42

0,42 width="113" style="width:73.95pt;border-top:none;border-left: solid ;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

1,35

1,20 width="104" style="width:67.75pt;">

1,12

1,02

width="211" style="width:138.2pt;">

5. Стальными щетками двух поверхностей без консервации width="87" style="width:2.0cm;border-top:none;border-left:solid ; border-bottom:none;border-right:solid ;">

По M

По a width="65" style="width:42.5pt;">

0,35

0,35 width="113" style="width:73.95pt;border-top:none;border-left: solid ;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

1,35

1,25 width="104" style="width:67.75pt;">

1,17

1,06

width="211" style="width:138.2pt;">

6. Без обработки width="87" style="width:2.0cm;border-top:none;border-left:solid ; border-bottom:none;border-right:solid ;">

По M

По a width="65" style="width:42.5pt;">

0,25

0,25 width="113" style="width:73.95pt;border-top:none;border-left: solid ;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

1,70

1,50 width="104" style="width:67.75pt;">

1,30

1,20

width="579" colspan="5" style="width:379.15pt;">

Примечания. 1. Способ регулирования натяжения болтов по M означает регулирование по моменту закручивания, а по a — по углу поворота гайки.

2. Допускаются другие способы обработки соединяемых поверхностей, обеспечивающие значения коэффициентов трения m не ниже указанных в таблице.

11.14. Расчет на прочность соединяемых элементов, ослабленных отверстиями под высокопрочные болты, следует выполнять с учетом того, что половина усилия, приходящегося на каждый болт, в рассматриваемом сечении уже передана силами трения. При этом проверку ослабленных сечений следует производить: при динамических нагрузках — по площади сечения нетто An, при статических нагрузках — по площади сечения брутто А при Аn ³ 0,85А либо по условной площади Ac = 1,18An при An < 0,85А.

Соединения с фрезерованными торцами

11.15. В соединениях элементов с фрезерованными торцами (в стыках и базах колонн и т. п.) сжимающую силу следует считать полностью передающейся через торцы.

Во внецентренно-сжатых и сжато-изгибаемых элементах сварные швы и болты, включая высокопрочные, указанных соединений следует рассчитывать на максимальное растягивающее усилие от действия момента и продольной силы при наиболее неблагоприятном их сочетании, а также на сдвигающее усилие от действия поперечной силы.

Поясные соединения в составных балках.

11.16. Сварные швы и высокопрочные болты, соединяющие стенки и пояса составных двутавровых балок, следует рассчитывать согласно табл. 37*.

Таблица 37*

width="114" style="width:74.4pt;border:solid ; ">

Характер

нагрузки width="173" style="width:4.0cm;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

Вид

соединения width="347" style="width:8.0cm;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

Формулы для расчета поясных

соединений в составных балках

width="114" style="width:74.4pt;">

Неподвижная width="173" style="width:4.0cm;border:solid ; border-bottom:none;">

Угловые швы:

двусторонние width="347" style="width:8.0cm;border:none;border-top:solid ; ">

T/(2bf kf) ≤ Rwf gwf γc;     (133)

T/(2bz kf) ≤ Rwz gwz γc  (134)

width="114" style="width:74.4pt;">

  width="173" style="width:4.0cm;border-top:none;border-left:solid ; border-bottom:none;border-right:solid ;">

односторонние width="347" style="width:8.0cm;border:none;border-top:solid ; ">

T/(bf kf) ≤ Rwf gwf γc; (135)

T/(bz kf) ≤ Rwz gwz gc (136)

width="114" style="width:74.4pt;">

  width="173" style="width:4.0cm;border:solid ; ">

Высокопрочные болты width="347" style="width:8.0cm;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:solid ;border-right:none; ">

aTQbhkγc  (137)*

width="114" style="width:74.4pt;">

Подвижная width="173" style="width:4.0cm;border-top:none;border-left:solid ; border-bottom:none;border-right:solid ;">

Угловые швы двусторонние width="347" style="width:8.0cm;">

 (138)

 (139)

width="114" style="width:74.4pt;border:none;border-bottom:solid ; ">

  width="173" style="width:4.0cm;border:solid ; ">

Высокопрочные болты width="347" style="width:8.0cm;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:solid ;border-right:none; ">

(140)*

width="633" colspan="3" style="width:414.6pt;">

Обозначения, принятые в таблице 37*:

 — сдвигающее пояс усилие на единицу длины, вызываемое поперечной силой Q, где S — статический момент брутто пояса балки относительно нейтральной оси;

 — давление от сосредоточенного груза F (для подкрановых балок от давления колеса крана, принимаемого без коэффициента динамичности), где gf — коэффициент, принимаемый согласно требованиям СНиП по нагрузкам и воздействиям, lef — условная длина распределения сосредоточенного груза, принимаемая по пп. 5.13 и 13.34* настоящих норм;

a — коэффициент, принимаемый при нагрузке по верхнему поясу балки, в которой стенка пристрогана к верхнему поясу, a = 0,4, а при отсутствии пристрожки стенки или при нагрузке по нижнему поясу a = 1;

a — шаг поясных высокопрочных болтов;

Qbh — расчетное усилие одного высокопрочного болта, определяемое по формуле (131)*;

k — количество поверхностей трения соединяемых элементов.

При отсутствии ребер жесткости для передачи больших неподвижных сосредоточенных нагрузок расчет прикрепления верхнего пояса следует выполнять как для подвижной сосредоточенной нагрузки.

При приложении неподвижной сосредоточенной нагрузки к нижнему поясу балки сварные швы и высокопрочные болты, прикрепляющие этот пояс к стенке, следует рассчитывать по формулам (138) — (140)* табл. 37* независимо от наличия ребер жесткости в местах приложения грузов.

Сварные поясные швы, выполненные с проваром на всю толщину стенки, следует считать равнопрочными со стенкой.

11.17. В балках с соединениями на высокопрочных болтах с многолистовыми поясными пакетами прикрепление каждого из листов за местом своего теоретического обрыва следует рассчитывать на половину усилия, которое может быть воспринято сечением листа. Прикрепление каждого листа на участке между действительным местом его обрыва и местом обрыва предыдущего листа следует рассчитывать на полное усилие, которое может быть воспринято сечением листа.

12. Общие требования по проектированию стальных конструкций

Основные положения

12.1*. При проектировании стальных конструкций необходимо:

предусматривать связи, обеспечивающие в процессе монтажа и эксплуатации устойчивость и пространственную неизменяемость сооружения в целом и его элементов, назначая их в зависимости от основных параметров сооружения и режима его эксплуатации (конструктивной схемы, пролетов, типов кранов и режимов их работы, температурных воздействий и т. п.);

учитывать производственные возможности и мощность технологического и кранового оборудования предприятий — изготовителей стальных конструкций, а также подъемно-транспортное и другое оборудование монтажных организаций;

производить разбивку конструкций на отправочные элементы с учетом вида транспорта и габаритов транспортных средств, рационального и экономичного транспортирования конструкций на строительство и выполнения максимального объема работ на предприятии-изготовителе;

использовать возможность фрезерования торцов для мощных сжатых и внецентренно-сжатых элементов (при отсутствии значительных краевых растягивающих напряжений) при наличии соответствующего оборудования на предприятии-изготовителе;

предусматривать монтажные крепления элементов (устройство монтажных столиков и т. п.);

в болтовых монтажных соединениях применять болты класса точности В и С, а также высокопрочные, при этом в соединениях, воспринимающих значительные вертикальные усилия (креплениях ферм, ригелей, рам и т. п.), следует предусматривать столики; при наличии в соединениях изгибающих моментов следует применять болты класса точности В и С, работающие на растяжение.

12.2. При конструировании стальных сварных конструкций следует исключать возможность вредного влияния остаточных деформаций и напряжений, в том числе сварочных, а также концентрации напряжений, предусматривая соответствующие конструктивные решения (с наиболее равномерным распределением напряжений в элементах и деталях, без входящих углов, резких перепадов сечения и других концентраторов напряжений) и технологические мероприятия (порядок сборки и сварки, предварительных выгиб, механическую обработку соответствующих зон путем строгания, фрезерования, зачистки абразивным кругом и др.).

12.3. В сварных соединениях стальных конструкций следует исключать возможность хрупкого разрушения конструкций в процессе их монтажа и эксплуатации в результате неблагоприятного сочетания следующих факторов:

высоких местных напряжений, вызванных воздействием сосредоточенных нагрузок или деформаций деталей соединений, а также остаточных напряжений;

резких концентраторов напряжений на участках с высокими местными напряжениями и ориентированных поперек направления действующих растягивающих напряжений;

пониженной температуры, при которой данная марка стали в зависимости от ее химического состава, структуры и толщины проката переходит в хрупкое состояние.

При конструировании сварных конструкций следует учитывать, что конструкции со сплошной стенкой имеют меньше концентраторов напряжений и менее чувствительны к эксцентриситетам по сравнению с решетчатыми конструкциями.

12.4*. Стальные конструкции следует защищать от коррозии в соответствии со СНиП по защите строительных конструкций от коррозии.

Защита конструкций, предназначенных для эксплуатации в условиях тропического климата, должна выполняться по ГОСТ 15150—69*.

12.5. Конструкции, которые могут подвергаться воздействию расплавленного металла (в виде брызг при разливке металла, при прорыве металла из печей или ковшей), следует защищать облицовкой или ограждающими стенками из огнеупорного кирпича или жароупорного бетона, защищенными от механических повреждений.

Конструкции, подвергающиеся длительному воздействию лучистой или конвекционной теплоты или кратковременному воздействию огня во время аварий тепловых агрегатов, следует защищать подвесными металлическими экранами или футеровкой из кирпича или жароупорного бетона.

Сварные соединения

12.6. В конструкциях со сварными соединениями следует:

предусматривать применение высокопроизводительных механизированных способов сварки;

обеспечивать свободный доступ к местах выполнения сварных соединений с учетом выбранного способа и технологии сварки.

12.7. Разделку кромок под сварку следует принимать по ГОСТ 8713-79*, ГОСТ 11533-75, ГОСТ 14771-76*, ГОСТ 23518-79, ГОСТ 5264-80 и ГОСТ 11534-75.

12.8. Размеры и форму сварных угловых швов следует принимать с учетом следующих условий:

а) катеты угловых швов kf должны быть не более 1,2t, где t — наименьшая толщина соединяемых элементов;

б) катеты угловых швов kf следует принимать по расчету, но не менее указанных в табл. 38*;

в) расчетная длина углового сварного шва должна быть не менее 4kf и не менее 40 мм;

г) расчетная длина флангового шва должна быть не более 85bf kf (bf — коэффициент, принимаемый по табл. 34*), за исключением швов, в которых усилие действует на всем протяжении шва;

д) размер нахлестки должен быть не менее 5 толщин наиболее тонкого из свариваемых элементов;

е) соотношения размеров катетов угловых швов следует принимать, как правило, 1:1. При разных толщинах свариваемых элементов допускается принимать швы с неравными катетами, при этом катет, примыкающие к более тонкому элементу, должен соответствовать требованиям п. 12.8,а, а примыкающий к более толстому элементу — требованиям п. 12.8,б;

ж) в конструкциях, воспринимающих динамические и вибрационные нагрузки, а также возводимых в климатических районах I1, I2, II2 и II3, угловые швы следует выполнять с плавным переходом к основному металлу при обосновании расчетом на выносливость или на прочность с учетом хрупкого разрушения.

Таблица 38*

width="92" style="width:60.2pt;border:none;border-top:solid ; ">

Вид соедине- width="73" style="width:47.75pt;border-top:solid ; border-left:solid ;border-bottom:none;border-right:none; ">

Вид width="80" style="width:52.3pt;border-top:solid ; border-left:solid ;border-bottom:none;border-right:none; ">

Предел текучести стали, width="399" colspan="7" style="width:261.45pt;border:solid ; border-right:none;">

Минимальные катеты швов kf, мм, при толщине более толстого из свариваемых элементов t, мм style=" width="1">

width="92" style="width:60.2pt;border:none;border-bottom:solid ; ">

ния width="73" style="width:47.75pt;border:none;border-left:solid ; ">

сварки width="80" style="width:52.3pt;border-top:none;border-left:solid ; border-bottom:none;border-right:solid ;">

МПа (кгс/см²) width="42" style="width:27.55pt;border:none;border-right:solid ; ">

4—6 width="54" style="width:35.45pt;border:none;border-right:solid ; ">

6—10 width="54" style="width:35.4pt;border:none;border-right:solid ; ">

11—16 width="65" style="width:42.55pt;border:none;border-right:solid ; ">

17—22 width="65" style="width:42.5pt;border:none;border-right:solid ; ">

23—32 width="54" style="width:35.45pt;border:none;border-right:solid ; ">

33—40 width="66" colspan="2" style="width:43.05pt;">

41-80

width="92" style="width:60.2pt;">

Тавровое с двусто width="73" style="width:47.75pt;border:solid ; border-bottom:none;">

Ручная width="80" style="width:52.3pt;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

До 430 (4400) width="42" style="width:27.55pt;border:solid ; border-left:none;">

4 width="54" style="width:35.45pt;border:solid ; border-left:none;">

5 width="54" style="width:35.4pt;border:solid ; border-left:none;">

6 width="65" style="width:42.55pt;border:solid ; border-left:none;">

7 width="65" style="width:42.5pt;border:solid ; border-left:none;">

8 width="54" style="width:35.45pt;border:solid ; border-left:none;">

9 width="66" colspan="2" style="width:43.05pt;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:solid ;border-right:none; ">

10

width="92" style="width:60.2pt;">

ронними угловыми швами; нахлес- width="73" style="width:47.75pt;border-top:none;border-left: solid ;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

  width="80" style="width:52.3pt;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

Св. 430 (4400)

до 530 (5400) width="42" style="width:27.55pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

5 width="54" style="width:35.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

6 width="54" style="width:35.4pt;border-top:none;border-left:none; border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

7 width="65" style="width:42.55pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

8 width="65" style="width:42.5pt;border-top:none;border-left:none; border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

9 width="54" style="width:35.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

10 width="66" colspan="2" style="width:43.05pt;border:none; border-bottom:solid ;">

12

width="92" style="width:60.2pt;">

точное и угловое width="73" style="width:47.75pt;border:solid ; border-bottom:none;">

Автоматическая и width="80" style="width:52.3pt;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

До 430 (4400) width="42" style="width:27.55pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

3 width="54" style="width:35.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

4 width="54" style="width:35.4pt;border-top:none;border-left:none; border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

5 width="65" style="width:42.55pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

6 width="65" style="width:42.5pt;border-top:none;border-left:none; border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

7 width="54" style="width:35.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

8 width="66" colspan="2" style="width:43.05pt;border:none; border-bottom:solid ;">

9

width="92" style="width:60.2pt;">

  width="73" style="width:47.75pt;border-top:none;border-left: solid ;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

полуавтоматичес-кая width="80" style="width:52.3pt;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

Св. 430 (4400)

до 530 (5400) width="42" style="width:27.55pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

4 width="54" style="width:35.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

5 width="54" style="width:35.4pt;border-top:none;border-left:none; border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

6 width="65" style="width:42.55pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

7 width="65" style="width:42.5pt;border-top:none;border-left:none; border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

8 width="54" style="width:35.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

9 width="66" colspan="2" style="width:43.05pt;border:none; border-bottom:solid ;">

10

width="92" style="width:60.2pt;border:none;border-top:solid ; ">

Тавровое с width="73" style="width:47.75pt;border-top:solid ; border-left:solid ;border-bottom:none;border-right:none; ">

Ручная width="80" style="width:52.3pt;border:solid ; border-bottom:none;">

До 380 (3900) width="42" style="width:27.55pt;border:none;border-right:solid ; ">

5 width="54" style="width:35.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

6 width="54" style="width:35.4pt;border-top:none;border-left:none; border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

7 width="65" style="width:42.55pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

8 width="65" style="width:42.5pt;border-top:none;border-left:none; border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

9 width="54" style="width:35.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

10 width="66" colspan="2" style="width:43.05pt;border:none; border-bottom:solid ;">

12

width="92" style="width:60.2pt;border:none;border-right:solid ; ">

односторонними угловыми швами width="73" style="width:47.75pt;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

Автоматическая и полуавтомати-ческая width="80" style="width:52.3pt;">

  width="42" style="width:27.55pt;border:solid ; border-bottom:none;">

4 width="54" style="width:35.45pt;border:none;border-right:solid ; ">

5 width="54" style="width:35.4pt;border:none;border-right:solid ; ">

6 width="65" style="width:42.55pt;border:none;border-right:solid ; ">

7 width="65" style="width:42.5pt;border:none;border-right:solid ; ">

8 width="54" style="width:35.45pt;border:none;border-right:solid ; ">

9 width="66" colspan="2" style="width:43.05pt;border:none; ">

10

width="644" colspan="10" style="width:421.7pt;">

Примечания: 1. В конструкциях из стали с пределом текучести свыше 530 МПа (5400 кгс/см²), а также из всех сталей при толщине элементов свыше 80 мм минимальные катеты угловых швов принимаются по специальным техническим условиям.

2. В конструкциях группы 4 минимальные катеты односторонних угловых швов следует уменьшать на 1 мм при толщине свариваемых элементов до 40 мм включ. и на 2 мм — при толщине элементов свыше 40 мм. style=" width="1">

12.9*. Для прикрепления ребер жесткости, диафрагм и поясов сварных двутавров по пп. 7.2*, 7.3, 13.12*, 13.26 и конструкций группы 4 допускается применять односторонние угловые швы, катеты которых kf следует принимать по расчету, но не менее указанных в табл. 38*.

Применение этих односторонних угловых швов не допускается в конструкциях:

группы I;

эксплуатируемых в среднеагрессивной и сильноагрессивной средах (классификация согласно СНиП по защите строительных конструкций от коррозии);

возводимых в климатических районах I1, I2, II2 и II3.

12.10. Для расчетных и конструктивных угловых швов в проекте должны быть указаны вид сварки, электроды или сварочная проволока, положение шва при сварке.

12.11. Сварные стыковые соединения листовых деталей следует, как правило, выполнять прямыми с полным проваром и с применением выводных планок.

В монтажных условиях допускается односторонняя сварка с подваркой корня шва и сварка на остающейся стальной подкладке.

12.12. Применение комбинированных соединений, в которых часть усилия воспринимается сварными швами, а часть — болтами, не допускается.

12.13. Применение прерывистых швов, а также электрозаклепок, выполняемых ручной сваркой с предварительным сверлением отверстий, допускается только в конструкциях группы 4.

Болтовые соединения и соединения на высокопрочных болтах

12.14. Отверстия в деталях стальных конструкций следует выполнять согласно требованиям СНиП по правилам производства и приемки работ для металлических конструкций.

12.15*. Болты класса точности А следует применять для соединений, в которых отверстия просверлены на проектный диаметр в собранных элементах либо по кондукторам в отдельных элементах и деталях, просверлены или продавлены на меньший диаметр в отдельных деталях с последующим рассверливанием до проектного диаметра в собранных элементах.

Болты класса точности В и С в многоболтовых соединениях следует применять для конструкций, изготовляемых из стали с пределом текучести до 380 МПа (3900 кгс/см²).

12.16. Элементы в узле допускается крепить одним болтом.

12.17. Болты, имеющие по длине ненарезанной части участки с различными диаметрами, не допускается применять в соединениях, в которых эти болты работают на срез.

12.18*. Под гайки болтов следует устанавливать круглые шайбы по ГОСТ 11371-78*, под гайки и головки высокопрочных болтов следует устанавливать шайбы по ГОСТ 22355-77*. Для высокопрочных болтов по ГОСТ 22353-77* с увеличенными размерами головок и гаек и при разности номинальных диаметров отверстия и болта, не превышающей 3 мм, а в конструкциях, изготовленных из стали с временным сопротивлением не ниже 440 МПа (4500 кгс/см²), не превышающей 4 мм, допускается установка одной шайбы под гайку.

Резьба болта, воспринимающего сдвигающее усилие, не должна находиться на глубине более половины толщины элемента, прилегающего к гайке, или свыше 5 мм, кроме структурных конструкций, опор линий электропередачи и открытых распределительных устройств и линий контактных сетей транспорта, где резьба должна находиться вне пакета соединяемых элементов.

12.19*. Болты (в том числе высокопрочные) следует размещать в соответствии с табл. 39.

Таблица 39

width="352" style="width:230.3pt;border:solid ; border-left:none;">

Характеристика расстояния width="130" style="width:3.0cm;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:solid ;border-right:none; ">

Расстояния при размещении болтов

width="352" style="width:230.3pt;">

1. Расстояния между центрами болтов в любом направлении:

а) минимальное width="130" style="width:3.0cm;border:none;border-left:solid ; ">

2,5d*

width="352" style="width:230.3pt;">

б) максимальное в крайних рядах при отсутствии окаймляющих уголков при растяжении и сжатии width="130" style="width:3.0cm;border:none;border-left:solid ; ">

8d или 12t

width="352" style="width:230.3pt;">

в) максимальное в средних рядах, а также в крайних рядах при наличии окаймляющих уголков: width="130" style="width:3.0cm;border:none;border-left:solid ; ">

 

width="352" style="width:230.3pt;">

при растяжении width="130" style="width:3.0cm;border:none;border-left:solid ; ">

16d или 24t

width="352" style="width:230.3pt;">

при сжатии width="130" style="width:3.0cm;border:none;border-left:solid ; ">

12d или 18t

width="352" style="width:230.3pt;">

2. Расстояния от центра болта до края элемента: width="130" style="width:3.0cm;border:none;border-left:solid ; ">

 

width="352" style="width:230.3pt;">

а) минимальное вдоль усилия width="130" style="width:3.0cm;border:none;border-left:solid ; ">

2d

width="352" style="width:230.3pt;">

б) то же, поперек усилия: width="130" style="width:3.0cm;border:none;border-left:solid ; ">

 

width="352" style="width:230.3pt;">

при обрезных кромках width="130" style="width:3.0cm;border:none;border-left:solid ; ">

1,5d

width="352" style="width:230.3pt;">

при прокатных кромках width="130" style="width:3.0cm;border:none;border-left:solid ; ">

1,2d

width="352" style="width:230.3pt;">

в) максимальное width="130" style="width:3.0cm;border:none;border-left:solid ; ">

4d или 8t

width="352" style="width:230.3pt;">

г) минимальное для высокопрочных болтов при любой кромке и любом направлении усилия width="130" style="width:3.0cm;border:none;border-left:solid ; ">

1,3d

width="482" colspan="2" style="">

* В соединяемых элементах из стали с пределом текучести свыше 380 МПа (3900 кгс/см²) минимальное расстояние между болтами следует принимать равным 3d.

Обозначения, принятые в таблице 39:

d — диаметр отверстия для болта;

t — толщина наиболее тонкого наружного элемента.

Примечание. В соединяемых элементах из стали с пределом текучести до 380 МПа (3900 кгс/см²) допускается уменьшение расстояния от центра болта до края элемента вдоль усилия и минимального расстояния между центрами болтов в случаях расчета с учетом соответствующих коэффициентов условий работы соединений согласно пп. 11.7* и 15.14*.

Соединительные болты должны размещаться, как правило, на максимальных расстояниях, в стыках и узлах следует размещать болты на минимальных расстояниях.

При размещении болтов в шахматном порядке расстояние между их центрами вдоль усилия следует принимать не менее a + 1,5d, где а — расстояние между рядами поперек усилия, d — диаметр отверстия для болта. При таком размещении сечение элемента An определяется с учетом ослабления его отверстиями, расположенными только в одном сечении поперек усилия (не по "зигзагу").

При прикреплении уголка одной полкой отверстие, наиболее удаленное от его конца, следует размещать на риске, ближайшей к обушку.

12.20*. В соединениях с болтами классов точности А, В и С (за исключением крепления второстепенных конструкций и соединений на высокопрочных болтах) должны быть предусмотрены меры против развинчивания гаек (постановка пружинных шайб или контргаек).

13. Дополнительные требования по проектированию производственных зданий и сооружений¹

Относительные прогибы и отклонения конструкций

13.1*. Прогибы и перемещения элементов конструкций не должны превышать предельных значений, установленных СНиП по нагрузкам и воздействиям.

Табл. 40* исключена.

13.2—13.4 и табл 41* исключены.

________

¹ Допускается применять для других видов зданий и сооружений.

Расстояния между температурными швами

13.5. Наибольшие расстояния между температурными швами стальных каркасов одноэтажных зданий и сооружений следует принимать согласно табл. 42.

При превышении более чем на 5 % указанных в табл. 42 расстояний, а также при увеличении жесткости каркаса стенами или другими конструкциями в расчете следует учитывать климатические температурные воздействия, неупругие деформации конструкций и податливость узлов.

Таблица 42

style="margin-left:-.05pt; border-collapse:collapse"> width="222" style="width:145.25pt;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

  width="412" colspan="6" style="width:269.35pt;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:solid ;border-right:none; ">

Наибольшие расстояния, м

width="222" style="width:145.25pt;border:none;border-right:solid ; ">

  width="263" colspan="4" style="width:172.35pt;border-top:none; border-left:none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

между

температурными швами width="148" colspan="2" style="width:97.0pt;">

от температурного шва или торца здания до оси ближайшей

width="222" style="width:145.25pt;border:none;border-right:solid ; ">

Характеристика зданий

и сооружений width="126" colspan="2" style="width:82.6pt;border:none; border-right:solid ;">

по длине блока (вдоль здания) width="137" colspan="2" style="width:89.8pt;border:none; border-right:solid ;">

по ширине блока width="148" colspan="2" style="width:96.95pt;">

вертикальной связи

width="222" style="width:145.25pt;border:none;border-right:solid ; ">

  width="412" colspan="6" style="width:269.35pt;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:solid ;border-right:none; ">

в климатических районах строительства

width="222" style="width:145.3pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid ;border-right:solid ; ">

  width="65" style="width:42.55pt;border:none;border-right:solid ; ">

всех, кроме I1, I2, II2 и II3 width="61" style="width:40.05pt;border:none;border-right:solid ; ">

I1, I2, II2 и II3 width="71" style="width:46.7pt;border:none;border-right:solid ; ">

всех, кроме I1, I2, II2 и II3 width="66" style="width:43.1pt;border:none;border-right:solid ; ">

I1, I2, II2 и II3 width="67" style="width:44.1pt;border:none;border-right:solid ; ">

всех, кроме I1, I2, II2 и II3 width="81" style="width:52.9pt;border:none;">

I1, I2, II2 и II3

width="222" style="width:145.3pt;">

Отапливаемые здания width="65" style="width:42.55pt;border:solid ; border-bottom:none;">

230 width="61" style="width:40.05pt;border:none;border-top:solid ; ">

160 width="71" style="width:46.7pt;border:solid ; border-bottom:none;">

150 width="66" style="width:43.1pt;border:none;border-top:solid ; ">

110 width="67" style="width:44.1pt;border:solid ; border-bottom:none;">

90 width="81" style="width:52.9pt;border:none;border-top:solid ; ">

60

width="222" style="width:145.3pt;">

Неотапливаемые здания и горячие цехи width="65" style="width:42.55pt;border-top:none;border-left: solid ;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

200 width="61" style="width:40.05pt;">

140 width="71" style="width:46.7pt;border-top:none;border-left:solid ; border-bottom:none;border-right:solid ;">

120 width="66" style="width:43.1pt;">

90 width="67" style="width:44.1pt;border-top:none;border-left:solid ; border-bottom:none;border-right:solid ;">

75 width="81" style="width:52.9pt;">

50

width="222" style="width:145.3pt;">

Открытые эстакады width="65" style="width:42.55pt;border-top:none;border-left: solid ;border-bottom:none;border-right:solid ; ">

130 width="61" style="width:40.05pt;">

100 width="71" style="width:46.7pt;border-top:none;border-left:solid ; border-bottom:none;border-right:solid ;">

— width="66" style="width:43.1pt;">

— width="67" style="width:44.1pt;border-top:none;border-left:solid ; border-bottom:none;border-right:solid ;">

50 width="81" style="width:52.9pt;">

40

width="633" colspan="7" style="width:414.65pt;">

Примечание. При наличии между температурными швами здания или сооружения двух вертикальных связей расстояние между последними в осях на должно превышать: для зданий — 40—50 м и для открытых эстакад — 25—30 м, при этом для зданий и сооружений, возводимых в климатических районах I1, I2, II2 и II3, должны приниматься меньшие из указанных расстояний.

Фермы и структурные

плиты покрытий

13.6. Оси стержней ферм и структур должны быть, как правило, центрированы во всех узлах. Центрирование стержней следует производить в сварных фермах по центрам тяжести сечений (с округлением до 5 мм), а в болтовых — по рискам уголков, ближайшим к обушку.

Смещение осей поясов ферм при изменении сечений допускается не учитывать, если оно не превышает 1,5 % высоты пояса.

При наличии эксцентриситетов в узлах элементы ферм и структур следует рассчитывать с учетом соответствующих изгибающих моментов.

При приложении нагрузок вне узлов фермы пояса должны быть рассчитаны на совместное действие продольных усилий и изгибающих моментов.

13.7. При пролетах ферм покрытий свыше 36 м следует предусматривать строительный подъем, равный прогибу от постоянной и длительной нагрузок. При плоских кровлях строительный подъем следует предусматривать независимо от величины пролета, принимая его равным прогибу от суммарной нормативной нагрузки плюс 1/200 пролета.

13.8. При расчете ферм с элементами из уголков или тавров соединения элементов в узлах ферм допускается принимать шарнирными. При двутавровых, Н-образных и трубчатых сечениях элементов расчет ферм по шарнирной схеме допускается, когда отношение высоты сечения к длине элементов не превышает: 1/10 — для конструкций, эксплуатируемых во всех климатических районах, кроме I1, I2, II2 и II3; 1/15 — в районах I1, I2, II2 и II3.

При превышении этих отношений следует учитывать дополнительные изгибающие моменты в элементах от жесткости узлов. Учет жесткости узлов в фермах разрешается производить приближенными методами; осевые усилия допускается определять по шарнирной схеме.

13.9*. Расстояние между краями элементов решетки и пояса в узлах сварных ферм с фасонками следует принимать не менее а = 6t — 20 мм, но не более 80 мм (здесь t — толщина фасонки, мм).

Между торцами стыкуемых элементов поясов ферм, перекрываемых накладками, следует оставлять зазор не менее 50 мм.

Сварные швы, прикрепляющие элементы решетки фермы к фасонкам, следует выводить на торец элемента на длину 20 мм.

13.10. В узлах ферм с поясами из тавров, двутавров и одиночных уголков крепление фасонок к полкам поясов встык следует осуществлять с проваром на всю толщину фасонки. В конструкциях группы 1, а также эксплуатируемых в климатических районах I1, I2, II2 и II3 примыкание узловых фасонок к поясам следует выполнять согласно поз. 7 табл 83*.

Колонны

13.11. Отправочные элементы сквозных колонн с решетками в двух плоскостях следует укреплять диафрагмами, располагаемыми у концов отправочного элемента.

В сквозных колоннах с соединительной решеткой в одной плоскости диафрагмы следует располагать не реже чем через 4 м.

13.12*. В центрально-сжатых колоннах и стойках с односторонними поясными швами согласно п. 12.9* в узлах крепления связей, балок, распорок и других элементов в зоне передачи усилия следует применять двусторонние поясные швы, выходящие за контуры прикрепляемого элемента (узла) на длину 30kf с каждой стороны.

13.13. Угловые швы, прикрепляющие фасонки соединительной решетки к колоннам внахлестку, следует назначать по расчету и располагать с двух сторон фасонки вдоль колонны в виде отдельных участков в шахматном порядке, при этом расстояние между концами таких швов не должно превышать 15 толщин фасонки.

В конструкциях, возводимых в климатических районах I1, I2, II2 и II3, а также при применении ручной дуговой сварки швы должны быть непрерывными по всей длине фасонки.

13.14. Монтажные стыки колонн следует выполнять с фрезерованными торцами, сварными встык, на накладках со сварными швами или болтами, в том числе высокопрочными. При приварке накладок швы следует не доводить до стыка на 30 мм с каждой стороны. Допускается применение фланцевых соединений с передачей сжимающих усилий через плотное касание, а растягивающих — болтами.

Связи

13.15. В каждом температурном блоке здания следует предусматривать самостоятельную систему связей.

13.16. Нижние пояса подкрановых балок и ферм пролетом свыше 12 м следует укреплять горизонтальными связями.

13.17. Вертикальные связи между основными колоннами ниже уровня подкрановых балок при двухветвевых колоннах следует располагать в плоскости каждой из ветвей колонны.

Ветви двухветвевых связей, как правило, следует соединять между собой соединительными решетками.

13.18. Поперечные горизонтальные связи следует предусматривать в уровне верхнего или нижнего поясов стропильных ферм в каждом пролете здания по торцам температурных блоков. При длине температурного блока более 144 м следует предусматривать промежуточные поперечные горизонтальные связи.

Стропильные фермы, не примыкающие непосредственно к поперечным связям, следует раскреплять в плоскости расположения этих связей распорками и растяжками.

В местах расположения поперечных связей следует предусматривать вертикальные связи между фермами.

При наличии жесткого диска кровли в уровне верхних поясов следует предусматривать инвентарные съемные связи для выверки конструкций и обеспечения их устойчивости в процессе монтажа.

В покрытиях зданий и сооружений, эксплуатируемых в климатических районах I1, I2, II2 и II3, следует, как правило, предусматривать (дополнительно к обычно применяемым) вертикальные связи посредине каждого пролета вдоль всего здания.

13.19*. Продольные горизонтальные связи в плоскости нижних поясов стропильных ферм следует предусматривать вдоль крайних рядов колонн в зданиях с кранами групп режимов работы 6К-8К по ГОСТ 25546-82; в покрытиях с подстропильными фермами; в одно- и двупролетных зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью 10 т и более, а при отметке низа стропильных конструкций свыше 18 м — независимо от грузоподъемности кранов.

В зданиях с числом пролетов более трех горизонтальные продольные связи следует размещать также вдоль средних рядов колонн не реже чем через пролет в зданиях с кранами групп режимов работы 6К-8К по ГОСТ 25546-82 и через два пролета — в прочих зданиях.

13.20. Горизонтальные связи по верхним и нижним поясам разрезных ферм пролетных строений транспортерных галерей следует конструировать раздельно для каждого пролета.

13.21. При применении крестовой решетки связей покрытий допускается расчет по условной схеме в предположении, что раскосы воспринимают только растягивающие усилия.

При определении усилий в элементах связей обжатие поясов ферм, как правило, учитывать не следует.

13.22. При устройстве мембранного настила в плоскости нижних поясов ферм допускается учитывать работу мембраны.

13.23. В висячих покрытиях с плоскостными несущими системами (двупоясными, изгибно-жесткими вантами и т. п.) следует предусматривать вертикальные и горизонтальные связи между несущими системами.

Балки

13.24. Применять пакеты листов для поясов сварных двутавровых балок, как правило, не разрешается.

Для поясов балок на высокопрочных болтах допускается применять пакеты, состоящие не более чем из трех листов, при этом площадь поясных уголков следует принимать равной не менее 30 % всей площади пояса.

13.25. Поясные швы сварных балок, а также швы, присоединяющие к основному сечению балки вспомогательные элементы (например, ребра жесткости), должны выполняться непрерывными.

13.26. При применении односторонних поясных швов в сварных двутавровых балках, несущих статическую нагрузку, должны быть выполнены следующие требования:

расчетная нагрузка должна быть приложена симметрично относительно поперечного сечения балки;

должна быть обеспечена устойчивость сжатого пояса балки в соответствии с п. 5.16*, а;

в местах приложения к поясу балки сосредоточенных нагрузок, включая нагрузки от ребристых железобетонных плит, должны быть установлены поперечные ребра жесткости.

В ригелях рамных конструкций у опорных узлов следует применять двусторонние поясные швы.

В балках, рассчитываемых согласно требованиям пп. 5.18*—5.23 настоящих норм, применение односторонних поясных швов не допускается.

13.27. Ребра жесткости сварных балок должны быть удалены от стыков стенки на расстояние не менее 10 толщин стенки. В местах пересечения стыковых швов стенки балки с продольным ребром жесткости швы, прикрепляющие ребро к стенке, следует не доводить до стыкового шва на 40 мм.

13.28. В сварных двутавровых балках конструкций групп 2—4 следует, как правило, применять односторонние ребра жесткости с расположением их с одной стороны балки.

В балках с односторонними поясными швами ребра жесткости следует располагать со стороны стенки, противоположной расположению односторонних поясных швов.

Подкрановые балки

13.29. Расчет на прочность подкрановых балок следует выполнять согласно требованиям п. 5.17 на действие вертикальных и горизонтальных нагрузок.

13.30*. Расчет на прочность стенок подкрановых балок (за исключением балок, рассчитываемых на выносливость, для кранов групп режимов работы 7К в цехах металлургических производств и 8К по ГОСТ 25546-82) следует выполнять по формуле (33), в которой при расчете сечений на опорах неразрезных балок вместо коэффициента 1,15 следует принимать коэффициент 1.3.

13.31. Расчет на устойчивость подкрановых балок следует выполнять в соответствии с п. 5.15.

13.32. Проверку устойчивости стенок и поясных листов подкрановых балок следует выполнять согласно требованиям разд. 7 настоящих норм.

13.33*. Подкрановые балки следует рассчитывать на выносливость согласно разд. 9 настоящих норм, при этом следует принимать a = 0,77 при кранах групп режимов работы 7К (в цехах металлургических производств) и 8К по ГОСТ 25546-82 и a = 1,1 в остальных случаях.

В подкрановых балках для кранов групп режимов работы 7К (в цехах металлургических производств) и 8К по ГОСТ 25546-82 стенки дополнительно следует рассчитывать на прочность согласно п. 13.34* и на выносливость согласно п.13.35*.

Расчет подкрановых балок на прочность и на выносливость следует производить на действие крановых нагрузок, устанавливаемых согласно требованиям СНиП по нагрузкам и воздействиям.

13.34*. В сжатой зоне стенок подкрановых балок из стали с пределом текучести до 400 МПа (4100 кгс/см²) должны быть выполнены условия:

;   (141)

;  (142)

;   (143)

,   (144)

   (145)*

b — коэффициент, принимаемый равным 1,15 для расчета разрезных балок и 1,3 — для расчета сечений на опорах неразрезных балок.

В формулах (145)*:

M, Q — соответственно изгибающий момент и поперечная сила в сечении балки от расчетной нагрузки;

gf1 — коэффициент увеличения вертикальной сосредоточенной нагрузки на отдельное колесо крана, принимаемый согласно требованиям СНиП по нагрузкам и воздействиям;

F — расчетное давление колеса крана без учета коэффициента динамичности;

lef — условная длина, определяемая по формуле

,   (146)

где  с — коэффициент, принимаемый для сварных и прокатных балок 3,25, для балок на высокопрочных болтах — 4,5;

J1f — сумма собственных моментов инерции пояса балки и кранового рельса или общий момент инерции рельса и пояса в случае приварки рельса швами, обеспечивающими совместную работу рельса и пояса;

Mt — местный крутящий момент, определяемый по формуле

Mt = Fe + 0,75 Qthr,   (147)

где   е — условный эксцентриситет, принимаемый равным 15 мм;

Qt — поперечная расчетная горизонтальная нагрузка, вызываемая перекосами мостового крана и непараллельностью крановых путей, принимаемая согласно требованиям СНиП по нагрузкам и воздействиям;

  hr — высота кранового рельса;

 — сумма собственных моментов инерции кручения рельса и пояса, где tf и bf — соответственно толщина и ширина верхнего (сжатого) пояса балки.

Все напряжения в формулах (141) — (145)* следует принимать со знаком "плюс".

13.35*. Расчет на выносливость верхней зоны стенки составной подкрановой балки следует выполнять по формуле

,  (148)

где Rn — расчетное сопротивление усталости для всех сталей, принимаемое равным соответственно для балок сварных и на высокопрочных болтах: Rn = 75 МПа (765 кгс/см²) и 95 МПа (930 кгс/см²) для сжатой верхней зоны стенки (сечения в пролете балки); Rn = 65 МПа (665 кгс/см²) и 89 МПа (875 кгс/см²) для растянутой верхней зоны стенки (опорные сечения неразрезных балок).

Значения напряжений в формуле (148) следует определять по п. 13.34* от крановых нагрузок, устанавливаемых согласно требованиям СНиП по нагрузкам и воздействиям.

Верхние поясные швы в подкрановых балках для кранов групп режимов работы 7К (в цехах металлургических производств) и 8К по ГОСТ 25546-82 должны быть выполнены с проваром на всю толщину стенки.

13.36. Свободные кромки растянутых поясов подкрановых балок и балок рабочих площадок, непосредственно воспринимающих нагрузку от подвижных составов, должны быть прокатными, строганными или обрезанными машинной кислородной или плазменно-дуговой резкой.

13.37*. Размеры ребер жесткости подкрановых балок должны удовлетворять требованиям п. 7.10, при этом ширина выступающей части двустороннего ребра должна быть не менее 90 мм. Двусторонние поперечные ребра жесткости не должны привариваться к поясам балки. Торцы ребер жесткости должны быть плотно пригнаны к верхнему поясу балки; при этом в балках под краны групп режимов работы 7К (в цехах металлургических производств) и 8К по ГОСТ 25546-82 необходимо строгать торцы, примыкающие к верхнему поясу.

В балках под краны групп режимов работы 1К—5К по ГОСТ 25546-82 допускается применять односторонние поперечные ребра жесткости с приваркой их к стенке и к верхнему поясу и расположением согласно п. 13.28.

13.38. Расчет на прочность подвесных балок крановых путей (монорельсов) следует выполнять с учетом местных нормальных напряжений в месте приложения давления от колеса крана, направленных вдоль и поперек оси балки.

Листовые конструкции

13.39. Контур поперечных элементов жесткости оболочек следует проектировать замкнутым.

13.40. Передачу сосредоточенных нагрузок на листовые конструкции следует, как правило, предусматривать через элементы жесткости.

13.41. В местах сопряжении оболочек различной формы следует применять, как правило, плавные переходы в целях уменьшения местных напряжений.

13.42. Выполнение всех стыковых швов следует предусматривать либо двусторонней сваркой, либо односторонней сваркой с подваркой корня или на подкладках.

В проекте следует указывать на необходимость обеспечения плотности соединений конструкций, в которых эта плотность требуется.

13.43. В листовых конструкциях следует, как правило, применять сварные соединения встык. Соединения листов толщиной 5 мм и менее, а также монтажные соединения допускается предусматривать внахлестку.

13.44. При конструировании листовых конструкций необходимо предусматривать индустриальные методы их изготовления и монтажа путем применения:

листов и лент больших размеров;

способа рулонирования, изготовления заготовок в виде скорлуп и др.;

раскроя, обеспечивающего наименьшее количество отходов;

автоматической сварки;

минимального количества сварных швов, выполняемых на монтаже.

13.45. При проектировании прямоугольных или квадратных в плане плоских мембран покрытий в углах опорных контуров следует применять, как правило, плавное сопряжение элементов контура. Для мембранных конструкций следует, как правило, применять стали с повышенной стойкостью против коррозии.

Монтажные крепления

13.46*. Монтажные крепления конструкций зданий и сооружений с подкрановыми балками, рассчитываемыми на выносливость, а также конструкций под железнодорожные составы следует осуществлять на сварке или высокопрочных болтах.

Болты классов точности В и С в монтажных соединениях этих конструкций допускается применять:

для крепления прогонов, элементов фонарной конструкции, связей по верхним поясам ферм (при наличии связей по нижним поясам или жесткой кровли), вертикальных связей по фермам и фонарям, а также элементов фахверка;

для крепления связей по нижним поясам ферм при наличии жесткой кровли (железобетонных или армированных плит из ячеистых бетонов, стального профилированного настила и т. п.);

для крепления стропильных и подстропильных ферм к колоннам и стропильных ферм к подстропильным при условии передачи вертикального опорного давления через столик;

для крепления разрезных подкрановых балок между собой, а также для крепления их нижнего пояса к колоннам, к которым не крепятся вертикальные связи;

для крепления балок рабочих площадок, не подвергающихся воздействию динамических нагрузок;

для крепления второстепенных конструкций.

14. Дополнительные требования по проектированию жилых и общественных зданий и сооружений

Каркасные здания

14.1—14.3 и табл. 43 исключены.

14.4*. Для перераспределения изгибающих моментов в элементах рамных систем допускается применение в узлах соединения ригелей с колоннами стальных накладок, работающих в пластической стадии.

Накладки следует выполнять из сталей с пределом текучести до 345 МПа (3500 кгс/см²).

Усилия в накладках следует определять при минимальном пределе текучести sy,min = Ryn и максимальном пределе текучести sy,max = Ryn + 100 МПа (1000 кгс/см²).

Накладки, работающие в пластической стадии, должны иметь строганные или фрезерованные продольные кромки.

Висячие покрытия

14.5. Для конструкций из нитей следует, как правило, применять канаты, пряди и высокопрочную проволоку. допускается применение проката.

14.6. Кровля висячего покрытия, как правило, должна быть расположена непосредственно на несущих нитях и повторять образуемую ими форму. Допускается кровлю поднять над нитями, оперев на специальную надстроечную конструкцию, или подвесить к нитям снизу. В этом случае форма кровли может отличаться от формы провисания нитей.

14.7. Очертания опорных контуров следует назначать с учетом кривых давления от усилий в прикрепленных к ним нитях при расчетных нагрузках.

14.8. Висячие покрытия следует рассчитывать на стабильность формы от временных нагрузок, в том числе от ветрового отсоса, которая должна обеспечивать герметичность принятой конструкции кровли. При этом следует проверять изменение кривизны покрытия по двум направлениям — вдоль и поперек нитей. Необходимая стабильность достигается с помощью конструктивных мероприятий: увеличением натяжения нити за счет веса покрытия или предварительного напряжения; созданием специальной стабилизирующей конструкции; применением изгибно-жестких нитей; превращением системы нитей и кровельных плит в единую конструкцию.

14.9. Сечение нити должно быть рассчитано по наибольшему усилию, возникающему при расчетной нагрузке, с учетом изменения заданной геометрии покрытия. В сетчатых системах, кроме этого, сечение нити должно быть проверено на усилие от действия временной нагрузки, расположенной только вдоль данной нити.

14.10. Вертикальные и горизонтальные перемещения нитей и усилия в них следует определять с учетом нелинейности работы конструкций покрытия.

14.11. Коэффициенты условий работы нитей из канатов и их закреплений следует принимать в соответствии с разд. 16. Для стабилизирующих канатов, если они не являются затяжками для опорного контура, коэффициент условий работы γc = 1.

14.12. Опорные узлы нитей из прокатных профилей следует выполнять, как правило, шарнирными.

15*. Дополнительные требования по проектированию опор воздушных линий электропередачи, конструкций открытых распределительных устройств и линий контактных сетей транспорта

15.1*. Для опор воздушных линий электропередачи (ВЛ) и конструкций открытых распределительных устройств (ОРУ) и линий контактных сетей транспорта (КС) следует, как правило, применять стали в соответствии с табл. 50* (кроме сталей С390, С390К, С440, С590, С590К) и табл. 51, а.

15.2*. Болты классов точности А, В и С для опор ВЛ и конструкций ОРУ высотой до 100 м следует принимать как для конструкций, не рассчитываемых на выносливость, а для опор высотой более 100 м — как для конструкций, рассчитываемых на выносливость.

15.3. Литые детали следует проектировать из углеродистой стали марок 35Л и 45Л групп отливок II и III по ГОСТ 977-75*.

15.4*. При расчетах опор ВЛ и конструкций ОРУ и КС следует принимать коэффициенты условий работы, установленные разд. 4* и 11, а также по табл. 44*, п. 15.14* и прил. 4* настоящих норм.

Расчет на прочность элементов опор, за исключением расчета сечений в местах крепления растянутых элементов из одиночных уголков, прикрепляемых одной полкой болтами, по п. 5.2 не допускается.

Таблица 44*

width="374" style="width:244.5pt;border-top:solid ; border-left:none;border-bottom:solid ;border-right:none; ">

Элементы конструкций width="162" style="width:106.3pt;border:solid ; border-right:none;">

Коэффициенты условий работы γc

width="374" style="width:244.5pt;">

1. Сжатые пояса из одиночных уголков стоек свободно стоящих опор в первых двух панелях от башмака при узловых соединениях width="162" style="width:106.3pt;border:none;border-left:solid ; ">

 

width="374" style="width:244.5pt;">

а) на сварке width="162" style="width:106.3pt;border:none;border-left:solid ; ">

0,95

width="374" style="width:244.5pt;">

б) на болтах width="162" style="width:106.3pt;border:none;border-left:solid ; ">

0,9

width="374" style="width:244.5pt;">

2. Сжатые элементы плоских решетчатых траверс из одиночных равнополочных уголков, прикрепляемых одной полкой (рис. 21): width="162" style="width:106.3pt;border:none;border-left:solid ; ">

 

width="374" style="width:244.5pt;">

а) пояса, прикрепляемые к стойке опоры непосредственно двумя болтами и более width="162" style="width:106.3pt;border:none;border-left:solid ; ">

0,9

width="374" style="width:244.5pt;">

б) пояса, прикрепляемые к стойке опоры одним болтом или через фасонку width="162" style="width:106.3pt;border:none;border-left:solid ; ">

0,75

width="374" style="width:244.5pt;">

в) раскосы и распорки width="162" style="width:106.3pt;border:none;border-left:solid ; ">

0,75

width="374" style="width:244.5pt;">

3. Оттяжки из стальных канатов и пучков высокопрочной проволоки: width="162" style="width:106.3pt;border:none;border-left:solid ; ">

 

width="374" style="width:244.5pt;">

а)для промежуточных опор в нормальных режимах работы width="162" style="width:106.3pt;border:none;border-left:solid ; ">

0,9

width="374" style="width:244.5pt;">

б) для анкерных, анкерно-угловых и угловых опор: width="162" style="width:106.3pt;border:none;border-left:solid ; ">

 

width="374" style="width:244.5pt;">

в нормальных режимах работы width="162" style="width:106.3pt;border:none;border-left:solid ; ">

0,8

width="374" style="width:244.5pt;">

в аварийных режимах работы width="162" style="width:106.3pt;border:none;border-left:solid ; ">

0,9

width="536" colspan="2" style="width:350.8pt;border:none; border-bottom:solid ;">

Примечание: Указанные в таблице коэффициенты условий работы не распространяются на соединения элементов в узлах.

|