Раздвижные РЕШЕТКИ ГРАН — гарантия надежности, элегантная защита окон и дверей по доступной цене
Металлоконструкции ГРАН-Строй Стальные МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ GRAN ™ (342)
277-51-65
ТОП-100 Строительных Сайтов
+7 (342)
277-51-65
О нас Продукция Прайс-лист Почта
О КОМПАНИИ ПРОДУКЦИЯ ПРАЙС-ЛИСТ КОНТАКТЫ
Рецензия на спектакль Смерть Тарелкина
-->

Самая мрачная пьеса русской драматургии

В пермском «Театре Театре» состоялась премьера самой мрачной пьесы русской драматургии — комедии-шутки Александра Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Пожалуй, только в русской драматургии комедия-шутка могла оказаться такой жутковатой фантасмагорией. Сухово-Кобылин, потомок одного из самых древних дворянских родов, на своей собственной шкуре испытал произвол полицейского ведомства, находясь под следствием многие годы, будучи обвиненным в убийстве своей любовницы Симоны Деманш. До сих пор тайна его не разгадана. Потеряв покой и в какой-то мере доброе имя, Александр Васильевич зато начал писать пьесы и написал замечательную трилогию, разоблачающую полицейский и судебный произвол.

В современной России произвол и абсолютная власть судопроизводства и полицейской машины достиг, так сказать, своего полного апогея. Хотя, неизвестно, может, еще и не достиг. Может, еще все впереди. Вот только что известный российский академик получил большой срок за передачу тайных секретов Китаю, хотя всё научное сообщество криком кричит, о том, что никаких секретов не было. Но чиновно-полицейское государство твердо знает: было!

Пьеса Сухово-Кобылина, завершающая его трилогию о беззаконии, тоже раскрывает тайные секреты. Но уже самого полицейского ведомства. Пощады драматург никому не даёт. Все персонажи отвратительны. По сравнению с ними «Ревизор» — это просто лирическая драма. Где же здесь комедия-шутка?

Честно говоря, никогда в русском театре ни комедии, ни шутки не получалось. Во-первых, актерский театр вообще не понимал, как ее играть. Во - вторых, пьеса прослыла такой мрачной, что и режиссеры всегда брались за нее с большой осторожностью. Даже Мейерхольд, который все же рискнул дважды. Ну, справедливости ради, должно отметить, что и ставить её разрешали не всегда. Особенно в годы сталинщины только самоубийца мог решиться поставить её. Никто и не пытался. Уникальная пьеса вообще выпала из театрального контекста.

Самым важным спектаклем по этой пьесе был спектакль Петра Фоменко, поставленный в 1966 году в театре Маяковского, когда охлопков уже мало понимал окружающую действительность. А Гончаров ещё в театре не утвердился: Спектакль. разумеется. запретили. Хоть и оттепель была, но не до такой же степени наглеть! Страна-застенок была представлена в спектакле. «Вурдалак, упырь и мцырь» представляли вроде бы театральную преисподнюю, но в мистике чудилось что-то знакомое, опасное и темное. Спектакль успел пройти полсотни раз и врезался в театральную память и историю, как легенда.

Среди нескольких попыток в восьмидесятые годы самый смешной получился спектакль у Товстоногова. Потому что он «снял» пессимизм музыкой Колкера, написавшего рок-оперу по этой пьесе. Ну, смешно было. До сих пор помню многие сцены. Я пишу это не для того, чтобы свою эрудицию показать, а для того, чтобы была понятна мера ответственности театра перед этой великой пьесой, несправедливо помещенной историей куда-то на обочину театральной жизни. Вынужденно помещенной, русский театр в этом не виноват. Но — тем более, мера ответственности возрастает.

Театр драмы пригласил на постановку Дмитрия Богомазова вместе с постановочной командой (художник Александр Друганов, режиссер по пластике Лариса Венедиктова, музыкальное решение Александр Курий).Жанр спектакля обозначен как плутовская комедия. И название тоже в духе сегодняшней лексики — «Тарелкин-Dream». Ну, дрим так дрим: На сцене мрачный кладбищенский пейзаж с огромной полной луной. Известно, что происходит при полной луне со всякими слабыми душами. Полнолуние сильно вредит помутненным рассудкам. Да и третий премьерный спектакль, на котором я была, пришелся как раз на 30 апреля. В ночь с 30 апреля на 1 мая всякая нечисть слетается на свою знаменитую тусовку, получившую название Вальпургиевой ночи. На сей раз большое количество этой нечисти оказалось на сцене театра драмы.

Волей и фантазией режиссёра ( ну и вполне в соответствии с эстетикой пьесы) все персонажи превращены в нелюдей. Упыри, вурдалаки, жуткие монстры (в которых, признаться, трудно было угадать артистов театра), ковыляли, припрыгивали, катались и кувыркались по сцене. История Кандида Тарелкина, решившего сбежать от начальства, кредиторов, нужды, долгов, имитировав собственную смерть и приняв личину умершего соседа, тоже очень современна. Иногда с изумлением узнаешь на телеэкране какие-то давно забытые лица, приобретшие или милую полноту черт, или прикрывшиеся усами и бородками. И понимаешь: вот они, канальи. Но перерождение бывает так талантливо, что хочется крикнуть «браво!» и снова верить.

В соответствии с идеей драматурга исполнители главных ролей Олег Выходов и Дмитрий Захаров преображаются в других персонажей, являясь одними и теми же лицами. На этом настаивал драматург, подчеркивая, что преображение должно происходить быстро и внезапно. У обоих это получилось замечательно, и, как и положено, «в глазах публики». Надо сказать. что и публика задействована весьма решительно. То из ложи выкидывается какой-то монстр, то на первом ряду восседает какой-то упырек. Так, среди народа, смешиваясь с толпой.

Очень забавно решен квартальный надзиратель Расплюева в исполнении Сергея Семерикова. Ходит он только по прямым линиям, неловко поворачиваясь на углах и размахивая руками в рифму с ногами (правая нога — правая рука). Дмитрия Васева узнать практически не удалось. Его персонажи, их четверо, даже как бы и не люди. А нечто человекообразнострашное, то ли бескостное, то ли набитое паклей.

«Разные лица» в исполнении Михаила Лебедева разными и получились. Порадовало актерское бесстрашие, с которым Лебедев бросался в черную дыру на сцене, рискуя свернуть свою молодую голову. Порадовало и то, что речь его стала заметно лучше. Молчаливую кухарку Маврушу в исполнении Евгении Барашковой сделали еще молчаливее, засунув ей в рот слегка подтухшую рыбину. Одинаково лысые, с одинаковыми бакенбардами чиновники и самые разные лица производят впечатление несчастных полусумасшедших чертей. Которые и сами не рады, что они черти, но, что делать, раз такими уродились.

Только вот что странно: при таком количестве придумок, при таком мощном пластическом рисунке и прекрасной актерской отдаче почти не смешно. Шепелявые, сиплоголосые упыри с вывернутыми челюстями, с подложенными зубами, мешают расслышать блестящий, злой, остросовременный текст Сухово-Кобылина. То есть его конечно, можно разобрать. Но так много усилий уходит у артистов на то, чтобы разнообразить нечеловеческую природу своих персонажей, что текст становится неглавным. Соответственно и смысл оказывается неважным. Кое-кто из персонажей выкинут — дело понятное, в этой пьесе целый хоровод всякой дряни, не всех же на сцену тащить. Но смысл самой плутовской интриги исчезает, растворяется в стихии масочных превращений и тогда возникает вопрос: для чего? Над кем смеетесь? (Над собой смеетесь, как говорилось в другой великой пьесе). А здесь парадокс: зло так закамуфлировано, что и узнать его трудно. Даже невозможно. Несмотря на то, что Тарелкин уходит прямо в зал, растворяясь в толпе, прося должности и грозясь своей честностью.

Хорошо бы исполнить главную просьбу драматурга, с коей он обращался к театрам еще в 1869 году: Особливо текст должен быть произносим явственно и рельефно, в противном случае при довольно сложном движении лиц на сцене слова, то есть самая суть дела, могут оставаться для зрителей неуловимыми, так что вместо действительной жизни пред ними будет совершаться известного рода суматоха. Предупреждал же человек!

Театральные новости от Татьяны Тихоновец

    Другие статьи о спектаклях:
  1. ЧЕСТНЫЙ АВАНТЮРИСТ в пермском академическом ТЕАТРЕ-ТЕАТРЕ

Мы изготавливаем следующие типовые металлоизделия:

Лестницы маршевые, площадки, лестницы стремянки и их ограждения по серии 1.450.3-7.94.2:

Лестницы маршевые, площадки, лестницы стремянки и их ограждения по серии 1.450.3-3.2:

Стальные лестницы-стремянки для колодцев по:

Если Вас заинтересовали наши театральные декорации,
Вы можете отправить нам сообщение,
заполнив следующую форму:

www.GRAN-STROI.ru
© 2003 - 2017
Рейтинг@Mail.ru LiveInternet
+7 (342)
277-51-65